«Если мы хотим разбогатеть, то нужно сначала строить дороги». такой лозунг появился у китайцев полвека назад перед бумом строительства автомагистралей. В конце прошлого века КНР был одной из самых отсталых стран по протяженности дорог с твердым покрытием. Правительство Китая считало, что есть более важные задачи для экономики страны. Ситуация стала меняться лишь в 80-е годы прошлого века, когда пришло понимание: без современной дорожной инфраструктуры дальше нельзя.
Изначально правительство Китая приняло первый план строительства сети государственных скоростных автомагистралей и были разработаны необходимые стандарты качества.
Определили источники финансирования строительства (средства госбюджета и местных бюджетов, сборы за обслуживание дорог, акцизы на топливо, дополнительные пошлины при покупке машины). С 1985 года все это оформили отдельными профильными законами, чтобы не было бюрократических проволочек при выполнении планов по строительству дорог. Тогда же власти Китая разрешили вводить сборы за проезд по шоссе высокого класса для возвращения кредитов на дорожное строительство.
Первую скоростную автодорогу Шанхай — Цзядин протяженностью 18,5 км открыли в 1988-м году, после чего прокладка подобных трасс стала увеличиваться по нарастающей. Уже за первое десятилетие Китай достиг в строительстве дорог таких результатов, на которые у США и Европы потребовалось более полувека!
Создание скоростных автомагистралей подтянуло уровень всего дорожного строительства, позволило ранее отсталой отрасли, где основными средствами производства были тачка, лопата, ручной каток и миллионы низкооплачиваемых работников, выйти на современный уровень. В стране появились серьезные производители собственной отечественной дорожной техники.
Строительство скоростных автодорог продолжается и сейчас, причем теми же супер-темпами. К началу ХХI-ого века их протяженность составляла более 10 тысяч км. В 2002-м году - их было уже 20 тысяч, а в 2008-м - 60 тысяч километров! К концу 2013-го года общая длина автодорог превысила 4,0 миллионов километров, включая 104,5 тыс. км скоростных автомагистралей. Согласно Программе транспортного развития на 12-ую пятилетку в ближайшие годы в Китае будет построена сеть скоростных дорог, которая свяжет все области страны и почти все города с населением свыше 200 тысяч человек.
Уже сейчас в стране более 300 тысяч мостов (около тысячи из них - длиной более километра). По количеству современных дорог Китай вышел на второе место в мире, а все основные скоростные трассы в стране были построены за 20 лет! По сути, ничего нового китайцы не изобретали. Региональные и правительственные институты планируют, как должна развиваться транспортная сеть - с учетом темпов развития экономики, роста числа автомобилей, направлений и загруженности грузо- и пассажиропотоков.
В 2005–2010 годах инвестиции на создание сети национальных скоростных автотрасс в Китае составляли 17–18 милилардов долларов США в год, а сейчас, когда основные дорожные артерии уже введены в строй, китайцы тратят на дороги по 12 миллиардов ежегодно.
Местные и федеральные власти полностью контролируют строительство дорог, но ведется контроль, как правило, на деньги подрядчика. А государство заплатит ему только после того, как вся работа будет выполнена, причем именно строго в рамках той суммы, которая прописана в договоре.
Высокие темпы дорожного строительства - это прямой результат такой системы: строители хотят вернуть вложенные деньги как можно быстрее. При этом не в ущерб качеству – договорной срок службы автодорог, как правило, не менее 25 лет.
Большая часть дорог в Китае бесплатные. Есть также и платные дороги двух типов: государственные (построены за счет госбюджета) и коммерческие (сооружены за счет собственных или заемных средств частных компаний). Для обычного автомобилиста никакой разницы между такими типами платных дорог нет, но по закону государственная автодорога должна стать бесплатной после 15 лет эксплуатации, а коммерческая - только через 25 лет.
Плата за проезд для легковых автомобилей в Китае составляет 1,5–3,5 рубля за 1 км, в зависимости от времени суток, сезона и т. п. Для грузовых машин — от 3 до 7 рублей, что не очень отличается от европейских тарифов. Но есть два основных отличия от Европы или соседней Японии. Во-первых, в городах все автомагистрали бесплатные, даже если это мегадорогие футуристические шестиуровневые развязки, как например в Шанхае. Для сравнения, в том же Токио въезд на многоуровневый городской фривей - платный. Во-вторых, в Китае не всегда есть бесплатная альтернативная автодорога, при этом в таких случаях каждый раз принимается отдельное решение на уровне правительства.
С 2000-го года протяженность автобанов Китая выросла в 10 раз, а в 2010-ом году Китай обошел по этому показателю США! Сейчас длина автобанов в Китае превышает длину магистралей всех стран Европы в 1.5 раза! К 2020-м году длина автомагистралей Китая превышает ВСЕ страны Европы + США + Японии + Южной Кореи. Текущие темпы дорожного строительства составляют около 10 тысяч километров для автомагистралей, что в несколько раз больше, чем в США.Похожие статьи:
Новости Hi-Tech компаний. → Московский Политех разрабатывает уникальный проект по регулированию движения на перекрестках с использованием звуковых нейросетей.
Новости сельхозпредприятий → Китайские ученые из космических семян-мутантов пытаются выращивать устойчивые к болезням и высокоурожайные сорта растений.
События в мире Hi-Tech → В китайском Ухане стали работать полноценные роботакси на беспилотном управлении.